Историческая справка -- туареги

Уреи

ТУАРЕГИ

Туареги в национальной одежде

 

Единственный в мире народ, у которого мужчины даже в домашнем кругу обязаны закрывать лицо повязкой, туареги (самоназвание кель тигельмуст - "народ покрывала"). В прошлом все туареги были кочевниками в пустыне Сахара. В наши дни большинство из них (около 1 млн человек) оседло живут в Судане. Лишь несколько десятков тысяч кочуют по Сахаре. Но именно они, изолированные двойным кольцом пустынь и гор и не испытавшие влияния соседних негритянских народов, представляют наибольший интерес. В расовом отношении туареги - южные европеоиды, по языку - берберы, а по религии - приверженцы ислама, проникшего к ним от северных соседей - арабов. Это та часть исконного берберского населения Северной Африки, которая не захотела жить

  под властью завоевателей-арабов и переселилась на юг - в Сахару и Судан. Туареги сохранили не только свой язык тамашек, но и оригинальную письменность - тифинаг. Впрочем, древнее письмо знают только женщины - хранительницы домашнего очага и традиций. В повседневной жизни туареги пользуются арабской письменностью. Своим культурным своеобразием туареги обязаны особому положению женщин. Счёт родства у них ведётся по материнской линии, хотя наследование имущества - по отцовской. Это яркое проявление остатков древней традиции матриархата. К этой традиции относится и обычай молодых супругов поселяться поблизости от родственников матери жены. В первобытном мире люди верили, что духи чужака и его родни могут навредить им. Сила духов сосредоточена в голове человека и выйти на свет может через рот, нос или уши. Поэтому у туарегов до сих пор мужа - пришельца из другого рода - заставляют закрывать лицо покрывалом. У большинства же мусульман покрывало (или густую сетку - чадру) носит женщина, поселяющаяся у родни мужа. Такой обычай предписан священной книгой мусульман Кораном. До колонизации Северной Африки во второй половине XX в. общество туарегов делилось на несколько сословий. К высшему сословию относились верблюжатники-ахаггары, чуть ниже стоят козопасы-имгад. У ахаггаров некогда была монополия совершать грабительские набеги на соседние племена, так как только они были вправе владеть верблюдами и оружием. Но к XIX в. они поделились этой монополией с имгад. Далее шли ремесленники-кузнецы - инеден. Общественное положение ремесленников было невысоким. Их презирали и боялись, считая, что они владеют тайными знаниями и могут повелевать стихиями. Нижние ступени общественной лестницы занимали оседлые земледельцы немногочисленных сахарских оазисов и, наконец, рабы-негры - иклан; их было много, так как туареги контролировали караванные пути через пустыню, по которым к Средиземноморскому побережью вели захваченных работорговцами африканцев. Рабы обрабатывали землю, пасли скот, рыли глубокие колодцы. Родоплеменная организация туарегов тоже была многоступенчатой. Внизу стояли кровные родственники, которые должны были во всём помогать друг другу. Более дальние родственники объединялись в фамилию, или секцию. Далее шли объединения всех родственников (хама) и племя (таусйт). Каждое племя владело своей землёй и имело формального вождя - амгара. Он выбирался всеми взрослыми мужчинами из числа членов самой влиятельной фамилии. Вождь распределял пастбища, организовывал набеги, следил за соблюдением обычаев, улаживал конфликты, представлял племя в отношениях с внешним миром. Несколько тауситов образовывали эттёбелы, объединявшиеся, в свою очередь, в федерации, или конфедерации, - теджехе. Знаком власти вождя был барабан, называвшийся эттебел. От этого слова и произошло название племени - эттебел. Вероятно, такой символ власти, как барабан, - это негритянское влияние на туарегов. Во главе теджехе стоял вождь - аменукал. Туареги верили, что он способен вызывать дождь и увеличивать приплод скота. У аменукала было несколько советников и представителей на местах, телохранители, вестники, барабанщики, палачи. Но в целом его власть была невелика: то ли в XIX в. он еще не утвердился во всей своей полноте, то ли главы отдельных племён уже сумели сузить его полномочия. В XX в. большинство ахаггаров и имгад стали вести оседлый образ жизни, работают водителями автомашин, охранниками на нефтепромыслах и т. п. Традиционная иерархическая жизнь туарегов разладилась.

Уреи

| Домой | Герои | Фото из фильма | Словарь мумийского языка | Юмор | Скринсейверы |

| Интересные ссылки | Об авторе | Анкета | Гостевая книга | Историческая справка | Актёры | Карта сайта |